Администрация

Главная —  —  —  — "Налоговый контроль: тенденции"

"Налоговый контроль: тенденции"

Сегмент малого бизнеса подвержен тщательному налоговому контролю, поскольку там совершаются основные ошибки. Малый и средний бизнес пытается уходить от налогообложения путем применения различных схем, но это влечет огромные налоговые риски с большими доначислениями налоговых сумм, штрафов до 40% от неуплаченных сумм налога. Если у компании нет возможности выплатить эти суммы, то взыскание недоимки будет обращено на лиц, признанных судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком.

Предприятия применяют различные режимы налогообложения. На обычной системе налогообложения предприятия платят налог на прибыль, НДС, налог на имущество, земельный, транспортный налоги. На упрощенной системе налогообложения налоговая ставка устанавливается в размере 6% либо пониженная ставка в зависимости от вида выполняемой деятельности. Налоговой базой являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

При дроблении бизнеса внутри группы компаний или неформального холдинга вроде все компании выступают как независимые участники, а в итоге налоговый орган видит подконтрольность, объединяет бизнесы и доначисляет налоги. Многие представители малого и среднего бизнеса применяют институт управляющих - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и выполняющих функцию единоличного исполнительного органа в организации. Этот инструмент часто используют для экономии на страховых взносах. Налоговый орган часто выставляет претензии по завышению расходов по налогу на прибыль в части вознаграждения за услуги индивидуальных предпринимателей - управляющих. По мнению налогового органа эти вознаграждения слишком высоки и идет умышленное внедрение данного института чтобы снизить налоговое бремя по налогу на прибыль.

Работа предприятия сопряжена с договорными рисками, поскольку от порядка заключения договора, его исполнения и завершения, зависят как гражданско-правовые взаимоотношения, так и отношения с контрагентами.

Контрагент может оказаться "технической" компанией, встроенной в схему между налогоплательщиком и реальным исполнителем сделки в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Соответственно, Вы предполагали, что это добросовестный контрагент, что он зарегистрирован и находится по адресу регистрации, что он должен выполнить какие-либо работы, оказать услуги или поставить тот или иной товар, а он оказался "технической" площадкой, тем самым возникают риски исключения расходов из налога на прибыль на то что Вы у него купили, исключение НДС, который Вы заявили по счетам-фактурам от этой технической компании, которая ничего не поставляла. Соответственно от налогового органа в Ваш адрес также поступают претензии о занижении налога на прибыль.

Ненадлежащая проверка контрагентов, в том числе при выдаче займов и кредитов, является существенным риском в деятельности предприятия.

Компания может совершать действия, которые приводят к образованию дебиторской задолженности, которую впоследствии трудно вернуть: выдача кредитов и займов, отгрузка товара без получения денежных средств и т.д.

Налоговый орган трактует такие операции как необоснованную налоговую выгоду, и если компания не расплатится по долгам, статья 54.1 НК РФ предусматривает право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, его статус и характер деятельности, устанавливает ряд критериев оценки операций, отраженных налогоплательщиками в целях налогообложения.

При встраивании "технической" компании или цепочки таких компаний между налогоплательщиком и лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, налогоплательщик выводит часть выручки или завышает понесенные расходы.

Негативные последствия работы с компаниями, которых вы не проверили:

1. Искажение. Под "искажением" ФНС понимает: отражение в отчётности нереальных операций; отражение операций, имеющих иной действительный экономический смысл, нежели тот, который "указан" в отчётности. Реальность имеет ключевое значение и потому выступает первым тестом, проводимым ИФНС при оценке операций налогоплательщика. Если сделка в действительности не исполнялась, а лишь имела место на бумаге, учесть её в целях налогообложения нельзя, независимо от результатов других тестов.

2. Отражение нереальных операций. Под "нереальными операциями понимаются операции, которых не было в действительности.

3. Предоставление фиктивных документов. Фиктивные документы отражают операции ненадлежащим образом, несуществующих активов, поставок, которые не осуществлялись, операций, не соответствующих действительности.

Когда проверяют вашего контрагента, поневоле задумаешься, в чем причина такой проверки и каковы последствия. Среди самых распространенных неблагоприятных последствий - отказ в возмещении НДС, непризнание расходов.

Вопрос, исполнять ли требование налоговой, связан с тем, какую тактику выбирает налогоплательщик:

- рискованную;

- безрисковую.

Если компания принимает рискованную позицию поведения, то она предоставляет документы, но не в полном объеме. Часто такая основывается на том, что часто налоговый орган предъявляет избыточные требования и запрашивает слишком много документов. Налоговики вправе требовать от вас представления только тех документов, которые необходимы для проверки (абз. 2 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). Иными словами, истребуемые документы должны непосредственно касаться тех налогов, в отношении которых идет проверка, и относиться к проверяемым периодам. Подкреплена данная позиция может быть и судебной практикой. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 N 15333/07 отметил, что истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки. Несоблюдение этого условия влечет за собой невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Если же налогоплательщик выбирает безрисковую линию, то предоставляют все документы в установленные сроки.

При предоставлении документов целесообразно:

1. Написать письмо в налоговый орган;

2. Составить опись документов, передаваемых в налоговый орган.

Если запрос направлен в виде электронного документа, то и отвечать на него необходимо в виде электронного документа. Предоставленные документы на бумажных носителях не будут считаться таковыми.

Если запрос представлен налоговым органом в виде бумажного документа, то возможно представить ответ на него в бумажном виде.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (статья 93 НК РФ).

Если документы предоставляются в электронном виде, то предоставление документов осуществляется через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (статья 93 НК РФ).

Существует специфика формирования электронных документов в части предоставления сканов.

К документам, которые в соответствии с Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ могут быть направлены в виде скан-образов по ТКС, относятся: счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акт приемки-сдачи работ (услуг), спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости), товарная накладная (ТОРГ-12), дополнение к договору, договор (соглашение, контракт), корректировочный счет-фактура, отчет о НИОКР.

Истребуемый документ, который составлен в электронном виде по установленным форматам и содержит реквизиты принятого требования о представлении документов, подписывается электронной цифровой подписью налогоплательщика и направляется в налоговую инспекцию по ТКС (п. 20 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@).

Документы, определенные Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@, которые составлены в электронной форме и направлены в виде скан-образов по ТКС в ответ на требование налоговой инспекции, не требуют предварительного заверения печатью и подписью, так как эти документы заверяются электронной подписью.

В отношении проверки контрагентов существуют действительные проблемы.

Во-первых, контрагент может отразить данные по первоначальным документам и не принять корректировочные, в первичных документах могут содержаться ошибки, и это приведет к тому, что у контрагента не признают затраты, а ваши отношения будут безнадежно испорчены.

Во-вторых, вы можете не отразить в учете операцию ввиду того, что вы не приняли закрывающие документы, например, если вас не устраивает качество товара или работ.

В-третьих, нарушения могут быть допущены третьей стороной, например, перевозчиком, а проблемы в доказывании могут возникнуть у продавца и покупателя.

Четвертой проблемой может быть сбой программного обеспечения при предоставлении документов.

В целом, важно учитывать следующие рекомендации:

1. Необходимо создать положение о проверке контрагентов.

2. Важно проверять контрагентов, а не использовать формальный подход к заключению договоров. Формальный подход может означать доначисление налогов.

3. Заключая договор займа со взаимозависимыми лицами важно помнить о возвратности займа, а также уплату налогов с процентов.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных статьёй 93 НК РФ); истребовать документы и сведения у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ); осуществлять допрос свидетелей (статья 90 НК РФ); проводить экспертизу (статья 95 НК РФ); приглашать к участию в камеральной проверке переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ); осуществлять осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 88 НК РФ, при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Согласно статье 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки.

Налоговый контроль в силу ст. 2 НК РФ является предметом правового регулирования законодательства о налогах и сборах. Основания и порядок проведения выездных налоговых проверок как одной из форм налогового контроля регламентируются НК РФ.

На основании пп. 1 п. 3 ст. 4 НК РФ Правительство РФ вправе в 2020, 2022 и 2023 годах издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в периоды соответственно с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) и с 1 января 2022 года до 31 декабря 2023 года (включительно) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.

К налоговому контролю не применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в силу прямого указания этих законов (пп. 4 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

Поэтому на налоговые проверки не распространяется "антисанкционный" мораторий, установленный постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в отношении проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок, порядок организации и осуществления которых регулируется Законами № 248-ФЗ и № 294-ФЗ (письма Минфина России от 15.06.2022 № 03-02-07/56732, ФНС России от 09.09.2022 № ЕА-2-15/1188@).

Абзацем 5 пп. "г" п. 1 Указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" Правительству РФ поручено принять меры, направленные на освобождение аккредитованных организаций от налогового контроля на срок до трех лет.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 № 448 (далее - Постановление № 448) установлено, что в отношении объектов контроля аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, включенных в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729 (до 14.02.2023 - постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 № 929), в 2022 - 2024 годах не допускается осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ (за исключением проведения профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования, самообследования) (пункт 1).

На основании ст. 26.4 Закона № 294-ФЗ запрещены к проведению в период по 31 декабря 2024 года любые плановые проверки, проведение которых подчиняется Закону N 294-ФЗ, в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Почему все же мораторий не распространяется на налоговые проверки? Потому что налоговые споры не рождаются на пустом месте. Они возникают из-за того, что налогоплательшик явно либо по неосторожности допускает определенные правонарушения, которые влекут непоступление денежных средств в бюджет, то есть наполнение бюджета идет за счет налоговой системы Российской Федерации.

Статистика налоговых проверок показывает, что количество налоговых проверок увеличивается (особенно выездных).

Основная доля поступления доходов федерального бюджета обеспечивается за счет налога на добавленную стоимость (НДС).

Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС - так называемой системы АСК НДС-2 - стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний. Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС.

Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС). Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.

Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев. Налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы будут истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов (налоговый разрыв), свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС.

Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме. С этой целью и внедрены программные средства АСК НДС и АСК НДС-2.

Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска.

Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск получают "особое внимание" не только инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка, но и регионального управления ФНС России.

В результате отбора сомнительных операций обеспечивается усиленный контроль, привлекаются правоохранительные органы, исключается возможность применения мошеннических схем.

В среднем 20-30% налогоплательщиков после этих процедур самостоятельно отказываются от заявленного возмещения из бюджета НДС, сдают уточненные декларации по НДС.

При анализе налоговых рисков ФНС може составлять цифровой портрет компании. Он создается из данных, которые имеются в социальных сетях, на сайтах поиска работников (где Вы ищете рабочую силу и обещаете зараплату 80-100 тыс. руб., а по факту у Вас даже МРОТ еле-еле отражается, а показатель по среднеотраслевой заработной плате вообще не выполняется), Ваши официальные сайты, где указаны московские номера, хотя компания зарегистрирована, например, в Челябинске, а также по массе других взаимоотношений с другими органами. Например, Ростехнадзор (регистрация специальной техники), ГИБДД (регистрация грузов), система Платон (регистрация 20-тонных перевозок), Росреестр (регистрация объектов недвижимости, прав на них).

Также цифровой портрет создается и по физическим лицам - участникам общества, директорам (например, регистрация-расторжение брака, работа в компании близких родственников). Анализируется любая ситуация, которая может повлиять на взаимозависимость и подконтрольность.

После анализа цифрового портрета принимается решение прийти к Вам с выездной проверкой или нет. Применяется. так называемый риск-ориентированный подход.

Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Если набирается как минимум 4 критерия, то к Вам неотъемлемо будет повышенное внимание.

Новой формой налогового контроля выступает налоговый мониторинг. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.

Доступ к данным налогоплательщика позволяет налоговому органу снизить объём истребуемых документов и сосредоточить ресурсы на проверке тех операции, которые содержат элементы риска. Такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и быстрое урегулирование спорных неопределенных налоговых позиций и позволяет уже в момент планирования операций и сделок предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций (ст. 105.26 НК РФ).

Проведение налогового мониторинга регламентировано положениями статьи 105.29 НК РФ.

Налоговый орган в рамках налогового мониторинга вправе проводить следующие мероприятия (п. 3 ст. 105.29 НК РФ):

истребовать у организации необходимые документы;

истребовать у организации пояснения;

привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ;

проводить допрос свидетелей, осмотр территорий в соответствии со ст. 92 НК РФ.

При выявлении противоречий и несоответствий в документах организации налоговый орган направляет сообщение с требованием о представлении пояснений или внесении исправлений в течение пяти дней.

При установлении факта нарушения в расчете или уплате налогов организации, налоговый орган в течение десяти дней направляет организации уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

В рамках налогового мониторинга участники раскрывают информацию о своей системе внутреннего контроля (п. 6, 7 ст. 105.26 НК РФ):

налогоплательщики раскрывают риски, которые идентифицируются системой внутреннего контроля (приложение № 1 и № 3 к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@);

налоговый орган проводит оценку рисков и составляет карту рисков.

Высокий уровень организации внутреннего контроля участников налогового мониторинга обеспечивает достаточную степень уверенности относительно достоверности, полноты, своевременности расчета налогооблагаемой базы, налогов (сборов), подлежащих уплате в бюджет.

В настоящее время ФНС России разрабатывает единую цифровую методологическую модель, которая включает в себя разработку стандартизированных налоговых регистров, а также контролей (этапов контролей) в разрезе статей НК РФ и блоков операций.

Данная модель будет включать разработку контрольных соотношений и алгоритмов расчета показателей налоговых регистров организации, что позволит реализовывать подходы к автоматизации проведения процедуры налогового контроля в отношении участников налогового мониторинга.

Такой подход стимулирует налогоплательщиков реализовывать стандартизированные методы контроля, тем самым компании получат возможность минимизировать количество ошибок, влияющих на полноту уплаты налогов, что значительно сократит сроки согласования налоговой базы по всем налогам и приведет к сокращению объема истребованных документов.


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!