Сегодня: 26 марта, воскресенье. Погода в Кропоткине: ночью +4..+6°Cдождь, днём +10..+12°Cпасмурно. Gismeteo.Ru Версия для слабовидящихrss
Опрос населения с применением IT-технологий
Дни воинской славы и памятные даты России
Главная  -  Кавказский район  -  География
Интернет-приёмная

Выписка из Пояснительной записки к схеме территориального планирования муниципального образования Кавказский район Краснодарского края (ООО «Проектный институт территориального планирования г. Краснодар, 2009 г.)

Выписка из Пояснительной записки к схеме территориального планирования муниципального образования Кавказский район Краснодарского края (ООО "Проектный институт территориального планирования" г. Краснодар, 2009 г.)

Кавказский район образован в соответствии с Указом ПВС РСФСР 20 октября 1980 года N°5-92/10 "О выделении Гулькевичского района".

С ноября 1980 г. по август 2008 года – Кавказский район, центр – станица Кавказская.

Общая земельная площадь – 1128.46 кв.км (до объединения с г.Кропоткин).

Кавказский район являлся муниципальным образованием в соответствии со статьей 4 Закона Краснодарского края от 24 марта 1997 года N°71-КЗ "О территориях муниципальных образований в Краснодарском крае. Порядке их реорганизации или упразднения, установления и изменения их границ". Границы района проходят по естественным межевым урочищам: в северной части район граничит с землями Тихорецкого и Новопокровского районов, в восточной части с землями Ставропольского края; западная часть граничит с землями Тбилисского района, южная граница проходит по реке Кубань.

Самые древние подкурганные погребения на территории Кавказского района относятся к эпохе бронзе. Это погребения майкопской, ямной, новотитаровской, предкавказской, северо­кавказской и катакомбной культур, каждая из которых сопровождается разнообразным инвентарем и погребальным обрядом, характерным для каждой из этих культур, погребения которых открывают археологи в многочисленных курганных могильниках Кавказского района.

В эпоху бронзового века Кубань была своеобразным мостом в передаче и распространении достижений восточной цивилиза­ции. Здесь формируется один из центров металлургии бронзы, сыгравший важную роль в развитии ме­таллообработки в степных районах Восточной Европы. В этот период получают развитие скотоводство и земледелие. В VIII- VII вв. до н.э. на территории Северо-Западного Кавказа получает распространение производство орудий труда и оружия из железа. В Прикубанье происходят крупные изменения в развитии хозяйства и общественных отношениях. Развитие пашенного земледелия, животноводства, различных ремесел, в первую очередь, металлургического производства, послужило основой расцвета культуры оседлых земледельческих племен Северо-Западного Кавказа. Развитие производительных сил во всех областях хозяйственной деятельности привело к социаль­ному расслоению: в роде, племени появляются богатые семьи, образующие родовую аристократию, в зависимость от которых попадает рядовая масса общинников. В условиях частых военных набегов с целью захвата пастбищ, скота, рабов создаются более или менее крупные союзы племен, постепенно складывается класс профессиональных воинов-дружинников во главе с вож­дями-военачальниками. Племена Прикубанья, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, не имели своей письменности, но уже с первой половины I тысячелетия до н.э., благодаря древнегреческим и, отчасти, древневосточным письменным источ­никам, становятся известны названия племен, населявших степи Северного Причерноморья и Северный Кавказ. Среднее и нижнее течение р. Кубань, Восточное Приазовье, Таманский полуостров и Закубанье занимали оседлые земледельческие племена, объединя­емые названием "меоты".

Меоты на протяжении всей своей истории находились в тесных взаимоотношениях с кочевыми ираноязычными племенами: сначала с киммерийцами, затем со скифами и сарматами. Основными источниками по истории, экономике, обществен­ному строю и культуре меотов, как и других древних народов Северного Кавказа, являются памятники археологии: поселе­ния, часть укрепленных поселений - городищ, открыта на территории Кавказского района, грунтовые и курганные могильники.

Природные богатства и ресурсы края способствовали разви­тию и процветанию у меотов пашенного земледелия и скотовод­ства, рыбного промысла и различных ремесел. Скотоводство наравне с земледелием имело большое значение в хозяйстве. Азовское море с его богатейшими запасами рыбы, а также реки Кубань и Дон создавали благоприятные условия для заня­тия рыболовством и ведения торговых отношений со степными племенами, к которым поступали и предметы роскоши Боспорского царства. На протяжении столетий важнейшим торговым парт­нером меотов и других племен Прикубанья являлось Боспорское царство — крупное рабовладельческое государство в восточной части Северного Причерноморья. Через города Боспора меоты втягивались в торговые и культурные контакты с антич­ным миром. Уже в VI в. до н.э. на Кубань начинает проникать античный импорт, но своего расцвета взаимовыгодная торговля между боспорскими греками и соседними племенами достигает к IV в. до н.э. В обмен на хлеб, скот, рыбу, меха, рабов меоты получали вино и оливковое масло в амфорах, дорогие ткани и ювелирные изделия, парадное оружие, дорогую чернолаковую и бронзовую посуду, стеклянные изделия (бусы, флаконы, чаши и др.).

В конце IV-I вв. до н.э. политическая и этническая обстановка на Кубани изменилась в связи с активизацией и передвижениями сарматских племен. В первые века новой эры в кубанских степях начинает господствовать новое сарматское племя, пришедшее с востока, — аланы. На рубеже I-II вв. н.э., вероятно, под давлением алан, часть оседлого меото-сарматского населения правобережья переселяется в Закубанье. Жизнь на небольших поселениях затухает и население сосредоточивается на крупных городищах с мощной оборонительной системой, но и они приходят в запустение через несколько десятилетий, к середине III в. н.э.

IV в. ознаменовался движением на запад кочевых народов, изменивших всю карту тогдашнего мира. На огромной территории степей была создана полукочевая "империя" разноэтничных племен, сплоченная силой оружия. Война являлась основным источником их существования.

Равновеликое воздействие на местные племена и народы двух волн с Запада и Востока, принесли с собой более высокую материальную культуру, изменили не только генофонд, но и внесли новое в вооружение и способы ведения войны. Частые набеги и разорения городов на побережье вынуждали Византию проводить многомасштабную политику по отношению к бывшим "гуннским" народам Северного Причерноморья. Одной из форм той политики была христианизация варваров. Другим орудием Византии было ослабление кочевников пу­тем натравливания их друг на друга. Наступили благоприятные условия для консолидации кочевых племен Северного Кавказа. В восточном Предкавказье сложилось Хазарское государство (650г.), на территории степей современного Краснодарского края и Став­рополья. В VIII в. Хазарский каганат превратился в мощную военную державу, объединившую степи Северного Кавказа от Каспийского до Черного морей. Занятие кочевниками огромных степных массивов Предкавказья, а главное - проникновение их в прилегающие к горам равнинно-предгорные районы с развитым земледельческим хозяйством сыграли немаловажную роль в нарушении традиционных связей земледельческого и скотоводческого населения.

Относительно мирные периоды сменялись нашествиями разноэтнических захватчиков, среди которых особенно выделялись готы, праболгары, хазары, венгры, половцы, татаро-монголы, присутствие которых подтверждается богатым археологическим наследием Кавказского района.

Административным центром района являлась станица Кавказская – находится в 149 км к северо-востоку от Краснодара, на реке Кубань. На месте станицы еще в 1778 году под руководством А.В.Суворова была возведена крепость, названная им Павловской. В следующем году, после заключения мира с Турцией, крепость была срыта и вместо нее остался лишь небольшой редут. В начале 90-х годов XVIII в. для укрепления границы по реке Кубань был построен ряд новых укреплений, в том числе в 1794 году – крепость Кавказская, получившая свое название от Кавказского мушкетерского полка, солдаты которого возводили ее. В том же году на Кубань для колонизации необжитых земель насильно были переведены 1 000 донских казаков вместе с семьями. Они составили Кубанский линейный казачий полк и были расселены в новых станицах при крепостях.

Кавказские поселяне разместились в полукилометре восточнее крепости и стали обустраиваться на новом месте. Обнесли станицу земляным валом и установили на нем орудия. Первые годы после основания поселения положение жителей было достаточно тяжелым и тревожным, все население подчинялось военному режиму, так как черкесы, переправляясь через Кубань небольшими отрядами, совершали набеги, захватывая жителей в плен и угоняя скот. На полевые работы казаки выезжали обязательно с оружием и еще засветло возвращались. На ночь все четверо ворот запирались, а в степи круглосуточно выставлялись пикеты.

В 1816 году в станице Кавказской проживало 435 мужчин. В дальнейшем население станицы пополнялось переселенцами из числа малороссийских казаков, демобилизованных солдат кавказской армии и прочие. К 1864 году население ее составляло 2 438 человек, в том числе 79 иногородних. В окрестных хуторах было еще 37 семей и 176 жителей.

Первая школа в станице была открыта 23 сентября 1856 в трехкомнатном доме, купленном у казака Кривогузова. В ней обучалось первоначально 36 детей.

С первыми переселенцами в Кавказскую прибыло много старообрядцев. Гонениям со стороны властей и официальной церкви они здесь не подвергались и имели свой храм. Кроме них, в станице проживали последователи других христианских течений – поморцы, молокане, духоборы и др.

В 1875 году через станицу Кавказскую прошла линия Владикавказской железной дороги, в 1897 г. была построена ветка Кавказская-Ставрополь, а в 1901г. – Екатеринодар-Кавказская. Железная дорога способствовала быстрому развитию станицы. Увеличилась численность населения (в основном за счет притока иногородних жителей), появились промышленные производства. Накануне Первой мировой войны, в 1913 г., в Кавказской проживало в 1 515 дворах 8 787 человек (4 597 казаков и 4 190 иногородних), имелось более 160-ти торгово-промышленных заведений. Главными занятиями станичников являлись хлебопашество и скотоводство, развиты были также садоводство и виноградарство.

Станица Кавказская являлась административным центром Кавказского отдела Кубанской области. В ней находились управление Кавказского отдела, войсковая больница, почтово-телеграфное отделение, телефон.

Советская власть в станице и на территории будущего Кавказского района была установлена в январе 1918 года. Был организован ревком во главе с уроженцем станицы Григорием Писаренко. Но уже весной того же года казаки станицы Кавказской подняли первое на Кубани антибольшевистское восстание, чему способствовали проведение земельной реформы с переделом земли в пользу иногородних, реквизиции и просто поборы с казачьего населения, а также грабежи и бесчинства многочисленных отрядов красных. В июле 1918 года станицу Кавказскую заняли войска белой Добровольческой армии, которые расправлялись с участниками установления Советской власти. Иногородние, принимавшие участие в дележе монастырских и полковых земель, подвергались публичной порке. В ходе Гражданской войны станичники сражались как на стороне "красных", так и "белых". 14 марта 1920 г. 32-я стрелковая дивизия Красной армии вошли в Кавказскую и там была восстановлена власть Советов. Но множество непримиримых казаков отказались от сдачи и еще долгое время скрывались в окрестностях станицы.

В начале 20-х годов на территории, ставшей впоследствии Кавказским районом, как и повсюду на Кубани, происходят коренные изменения форм хозяйствования – уничтожались социально-экономические различия землепользователей, казачество, как сословие, перестало существовать, создавались сельхозартели, товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), на базе которых были организованы коллективные хозяйства.

Во время Великой Отечественной войны Краснодарский край, в том числе Кавказский район, оккупировали немецко-фашистские войска, которые нанесли огромный урон хозяйству. Много кавказцев и жителей района погибло на фронте. После изгнания гитлеровцев жители района восстановили разрушенное народное хозяйство.

Город Кропоткин

История основания города Кропоткин вплотную связана с деятельностью А.В.Суворова на Кубани.

14 ноября 1877 года на должность командира Кубанского корпуса был назначен генерал -поручик А.В.Суворов. Перед ним стоял ряд очень сложных задач:

• Продолжить строительство Азово-Черноморской линии от реки Ташлы к Азову, для защиты от набегов и вторжений со стороны горцев и турок на Правобережную Кубань;

• Создать условия отделения Кубани от Крыма;

• Прекратить волнения ногайцев.

Получив согласие командования, Суворов приступил к созданию кордонной линии. При предварительном проектировании укреплений, секретных и сторожевых постов, пикетов и других военных объектов, Суворов использовал 1771 года, на которой были указаны места бродов через Кубань по всей реке (копия карты имеется), в том числе и брода, получившего в последствии наименование "Романовского", имеющего прямое отношение к истории возникновения нашего города Кропоткина.

Начало заселения на месте нынешнего города относится к 1778 г., когда в числе других укреплений был устроен Романовский пост. Позднее Романовский стал знаменит тем, что через него проходил "Ставропольский шлях", который соединил столицу Черномории Екатеринодар со столицей Кавказского наместничества Ставрополем.

А.А.Суворов установил у брода сторожевой казачий пост, укрепив его небольшим редутом. С 1783 года на военных картах пост N°1 Романовский стал обозначаться как редут. Вначале надпись гласила: "Редут у Сухого Дуба в урочище Романовская переправа", затем название стало более лаконичным "Редут в урочище у Сухого Дуба". Пост функционировал до 1841 г. (до упразднения Кавказской крепости за ненадобностью) и, видимо, к этому времени рядом с ним возникло поселение.

В 1875 г. с завершением строительства Владикавказской железной дороги у бывшего поста N° 1 Романовского была построена железнодорожная станция Кавказская, рядом с которой возник поселок железнодорожников, названный хутором Романовским (1880 г.). В 1886 г. на хуторе был открыт базар, что ускорило приток жителей и расширило экономические функции населенного пункта. К 1905 г. в Романовском проживали уже 17 тыс. человек, и жители обратились с ходатайством о присвоении хутору статуса города. Однако ходатайство было отклонено, поскольку под будущий город необходимо было выделить земли.

Согласно первой переписи 1894 года в хуторе Романовском насчитывалось 959 дворов и проживало 8147 человек.

В 1921 г. председатель хуторского исполкома Глухих выступил с предложением перед Кубано-Черноморским облисполкомом о переименовании хутора Романовского в город Кропоткин, в честь ученого, геолога и географа, теоретика анархизма П.А.Кропоткина.14 апреля 1921 г. хутор Романовский получил статуе города и новое имя — город Кропоткин. В 1925 г. городу переданы административные функции бывшего Кавказского отдела, преобразованного в Кропоткинский район. В этом качестве он находился до 1943 г.

Расширение функций способствовало ускорению развития города как местного экономического центра. Началось строительство крупных промышленных предприятий, чему способствовали удобное транспортное положение, наличие квалифицированных рабочих кадров (ремесленников, железнодорожников) и острая потребность в производственных мощностях по переработке сельскохозяйственного сырья.

В 1928 г. в городе завершилось строительство маслоэкстракционного завода, в 1929 г. — мясокомбината я пивоваренного завода, в 1930 г. — хлебного завода, предприятий по производству мебели, двух электростанций, чугунолитейные предприятий и многочисленных мастерских по ремонту обуви, одежды, сельскохозяйственных и бытовых орудий труда и т.п.

С 13 августа 1937 года город Кропоткин районного значения Краснодарского края, имел свой райком, райисполком и самостоятельность в хозяйственной деятельности. При разукрупнении из Кропоткинского района выделились и стали самостоятельными районы: Кавказский, Гулькевичский и Тбилисский.

В годы Великой Отечественной войны город, как и весь край, понес огромные потери. Оккупация, которая длилась с 4 августа 1942 г. по 29 января 1943 г. нанесла городу огромный материальный ущерб, оцениваемый в 500 млн. р. Практически все промышленные предприятия, общественные здания и сооружения, часть жилого фонда были либо сожжены, либо взорваны, либо разрушены. Город необходимо было создавать заново.

В 1943 г. Указом Верховного Совета Кропоткин был отнесен к категории городов краевого подчинения и выделен в отдельную административную единицу. При этом он потерял свои административные функции районного центра (управление районом было передано станице Кавказской), а Кропоткинский район переименован в Кавказский.

Город как один из наиболее пострадавших в годы оккупации получил дополнительное финансирование из республиканского и краевого бюджетов на восстановление разрушенного хозяйства. Восстановление города было завершено к 1950 г. Чтобы восстановить то, что было разрушено за неполных шесть месяцев оккупации, потребовалось семь лет усилий.

1950—1960-е гг. — годы расцвета, годы довольно бурного промышленного развития Кропоткина. Достаточно сказать, что только за 1959—1970 гг. численность его жителей возросла на 14,3 тыс. человек.

Вторая половина 1970-х гг. и полностью 1980-е гг. не выделялись особой деловой активностью города как промышленного центра. В эти годы основной упор в развитии промышленности был сделан на техническую реконструкцию и увеличение мощностей существующих предприятий, расширение ассортимента производимой продукции.

Структура валовой и товарной продукции свидетельствовала о том, что Кропоткин развивался прежде всего как центр производства пищевой промышленности (около 55% всей товарной продукции промышленности), машиностроения (22,2%) и химии (8,9%), дававших вместе свыше 4/5 всей стоимости товарной продукции города. Остальные отрасли (легкая, полиграфическая, деревообрабатывающая, производство строительных материалов) не играли существенной роли и в основном удовлетворяли внутренние потребности города.

Станица Кавказская

Станица Кавказская основана 14 октября 1794 года при крепости "Кавказская".

Станица Кавказская одна из старейших станиц Кубани. В настоящее время население превышает 11 тысяч человек.

История станицы исходит к 18 веку. К концу 18 века знаменитый полководец Александр Суворов на правом берегу Кубани заложил несколько укреплений, в том числе и "Павловские". Одна из них - крепость "Павловская" была названа в честь родившегося царевича Павла, позже она была переименована в Кавказскую. Сюда по приказу Екатерины II переселились 225 семей донских казаков.

В 1880 году в станице было 1199 дворов, 7764 жителя,4 кузницы, 27 ветряных и водяных мельниц, 39 лавок, 2 бондарных, одно народное училище.

В 1820 году 8-10 августа через станицу Кавказскую проезжал великий русский поэт Александр Пушкин. В 1859 году через станицу провели военнопленного, грозу Кавказской войны - Шамиля.

Судьба казачества трагична: гражданская война и расказачивание уничтожили и разбросали по всему свету потомков воинов и хлеборобов, стражей рубежей Отечества. Но главные качества своих предков – любовь к своей земле, верность Родине и долгу – остались в станичниках Кавказской.

До 1917 года станица воспитала пять генералов, 147 кавалеров Георгиевского креста.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории Кавказской. Более двух тысяч человек ушли из станицы защищать Родину. Вернулось с фронтов лишь 800 человек.

Хутор Лосево

В 1795 году на берегу р. Челбас донской казак Ф.Лосев построил мельницу, сюда же переместились казаки-староверы из станицы Кавказской. Так был образован хутор с названием "Лосев".

Станица Дмитриевская

Основана в мае 1801 года на р. Калалы великороссами, переселенцами из Воронежской губернии. Станица названа в честь Святого Дмитрия.

Станица Казанская

Основана в сентябре 1802 года при редуте Казанском на правом берегу р. Кубани одновременно со станицей Темижбекской. Населена казаками упраздненного Екатеринославского войска.

Поселок Мирской

История пос. Мирского тесно связана со строительством Ростово-Владикавказской железной дороги. Ее строительством занимался действительный статский советник, барон, инженер путей сообщения, крупный предприниматель Кубани – Штейнгель Владимир Рудольфович. Для строительства было создано акционерное общество, общим собранием которого в сентябре 1872 года Штейнгель В.Р. был избран его председателем. Прокладка рельсов началась в 1872 году, а в 1875 году железная дорога Ростов-Владикавказ перевезла первых пассажиров. Дорога была одноколейная, поэтому через определенное расстояние строились разъезды. Одним из таких разъездов был Мирской, впоследствии станция "Мирская".

Хутор Привольный

В конце 19 века на берегах р. Челбас отставным полковником построена мельница, где образовался хутор Внуковский. В 1910 году на Привольном берегу реки заложил сад помещик Кудрявцев, где образовался хутор Привольный. С 1983 года хутора объединились в х. Привольный.

Решением Краснодарского крайисполкома от 27.06.1984г. N° 368 принято предложение Кавказского района о частичном изменении в административно-территориальном делении района по Кавказскому району: образовать Привольный сельский Совет за счет разукрупнения Лосевского сельсовета.

Поселок им. М. Горького

Прошлое поселка имени М. Горького невелико, оно насчитывает 78 лет. Земли будущего совхоза в прошлом были заселены племенами скифов, сарматов, меотов, керхтов. В 1778 году в 18км от земель совхоза имени М.Горького возникает крепость Темижберг, а спустя месяц ее переименовали в Павловскую в честь цесаревича Павла, будущего императора. Но после заключения мира с Турцией крепость будет срыта. Сам совхоз возник на просторах казачьих лагерей на реке Челбас 3 сентября 1931 года на месте бывшего откормочного пункта Наркомснаба. Назывался совхоз "N°620", возглавлял его Долгополов Ф.Ф.

Для работы в совхозе были переселены жители близлежащих станиц Дмитриевской, Успенской, Ильинской. В 1938 году совхозу присужден диплом Всероссийской сельскохозяйственной выставки за достижение в развитии свиноводства.

Станица Темижбекская

Весной 1802 года на Кавказ выехала депутация казачьих старейшин во главе с есаулом Л.И.Гречишкиным. Им были предложены под поселение станиц места при Ладожском, Тифлисском и Казанском редутах и при Темижбекском ретраншементе. Заручившись согласием депутатов, местные власти поручили Ставропольскому уездному землемеру обмежевать земельные юрты (наделы) будущих станиц и составить план самих станиц. Вот, что сообщал по этому поводу 9 сентября 1802 года подполковник Суздальского мушкетерского полка Диаков генерал-лейтенанту Кноррингу относительно распланировки Темижбекской станицы.

В конце того же месяца начали прибывать партии переселенцев.

Упомянутый подполковник Диаков из Кавказской крепости сообщал Кноррингу 1 октября: "Назначенные к поселению станицами по Кубани при Казанском редуте Екатеринославские казаки с семьями прибыли все и на показанном им по плану месте располагаются: так же большая половина семей прибыла, что при Темижберге начнут селиться, кои еще остановились на Калалах".

В лето 1803 года переселенцы достаточно обустроились, распахали целину, сделали весенний посев хлебов, военное начальство в Тифлисе решило, что пришло время формирования нового поселенного полка. Нужно заметить, что из 3277 душ мужского пола, прибывших на Кубань, 586 составляли старики и 1585 – подростки, остальные были строевыми.

В первые годы образования Кавказского района в 1944 году были зарегистрированы сельские советы: Внуковский, Ловлинский, Дмитриевский, Кавказский, Казанский, Лосевский, Найденовский, Темижбекский, поселковый Совет им. Кагановича (ныне Мирской).

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1. Общие сведения о районе проектирования

Муниципальное образование Кавказский район расположен на востоке Краснодарского края, удаленность от краевого центра - города Краснодара составляет 136 км. Площадь района 122,5 тыс. га, что составляет 1,6 % от общей площади территории Краснодарского края. Административный центр – город Кропоткин.

На севере Кавказский район граничит с Тихорецким и Новопокровским районами, на юге – с Гулькевичским районом, на западе – с Тбилисским районом, на востоке – с Ставропольским краем. На юге  граница проходит по реке Кубань.

Численность постоянного населения Кавказского района по состоянию на 01.01.2009 г. составляет 126,3 тыс. человек.

На территории района расположено 1 городское и 8 сельских поселений.

По административно-территориальному делению в состав муниципального образования Кавказский район входят: 1 город и 28 сельских населенных пункта (4 станицы, 12 поселков и 12 хуторов).

Законом Краснодарского края от 8 августа 2008 года N°1553-КЗ был изменен статус муниципального образования город Кропоткин с городского округа на городское поселение с включением его в состав муниципального образования Кавказский район.

Административно-территориальное деление Кавказского района в соответствии с  законом  Краснодарского края от 8 августа 2008 года N°1554-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об установлении границ муниципального образования Кавказский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований – сельских поселений – и установлении их границ" представлено следующими поселениями: Кропоткин городское поселение; Кавказское, Казанское, Лосевское, Привольное, Дмитриевское, Мирское, Темижбекское, им.М.Горького сельские поселения.

Экономико-географическое положение района характеризуется наличием федеральных и региональных автодорог, а также железнодорожных линий четырех направлений, образующих крупный железнодорожный узел – станцию Кавказскую.

Ближайшие аэропорты находятся в г. Армавире — 69 км, и г. Краснодаре — 145 км. Расстояние до морских портов составляет: до г. Ейска – 259 км, до г. Новороссийска – 287 км, до г. Темрюка – 308 км.

В районе сложилась многоотраслевая экономика. Основу экономического потенциала Кавказского района составляют: агропромышленный комплекс, трубопроводный транспорт, промышленность и потребительская сфера.

Структура базовых отраслей Кавказского района характеризуется преобладанием отраслей сельского хозяйства и розничной торговли, которые в совокупности составляют более 50%.

Аграрный сектор в существенной мере определяет экономику района, занятость сельского населения и уровень его благосостояния.

Сельское хозяйство района характеризуется доминированием растениеводства. Также для экономики района не менее значима отрасль животноводства.

Район располагает богатейшей базой для перерабатывающей промышленности.

Промышленный потенциал Кавказского района представлен предприятиями пищевой промышленности, машиностроения и металлургии, текстильным и швейным производством, а также предприятиями, занимающимися производством и распределением электроэнергии, газа и воды. Территориальное размещение промышленных предприятий района характеризуется их концентрацией в г. Кропоткине.

Благодаря выгодному географическому расположению район является крупным транспортным узлом. Транспортный комплекс включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта.

В строительном комплексе муниципального образования в 2008 году осуществляло деятельность 23 подрядных организаций, 14 предприятий, выпускающих строительные материалы, три дорожных и три проектных организаций, в которых занято около 4% от общей численности населения занятого в экономике района. Общий объем выполненных подрядных работ в 2008 году составил 8% от базовых отраслей.

Гостиничный комплекс представлен 5 гостиницами общей вместимостью 106 мест, средняя наполняемость которых в 2008 году составила 60 %.

Потребительская сфера района включает в себя 1199 объектов, 612 из которых являются объектами розничной торговли. Структура потребительского рынка Кавказского района представлена следующим образом:

- розничная торговля – 73%;

- общественное питание – 4%;

- платные услуги – 23%.

Среднегодовая численность населения занятого в экономике района составляет – 44,5 тысяч человек или 60 % от общей численности населения в трудоспособном возрасте.

Средний уровень заработной платы в районе за 2008 год составил 10854 руб., что ниже общекраевых показателей (13163 руб.),  темп роста к 2007 году составил 118%.

2. Характеристика и анализ природно-климатических условий территории

2.1. Климат

Территория Кавказского района Краснодарского края по своим климатическим и физико-географическим условиям относится к Западной провинции недостаточного увлажнения с преобладающими восточными и северо-восточными ветрами – в холодный период года, и западными – в теплый.

Характер климата – умеренный. В зимний период на климате данной территории сказывается влияние прорывающихся с севера арктических воздушных потоков с сопутствующими им низкими температурами.

Сравнительная близость Азовского и Черного морей до некоторой степени смягчают климатические условия данного района, поэтому осень здесь продолжительная и теплая. Зимний период характеризуется крайней неустойчивостью температурного режима, при незначительном и неустойчивом снежном покрове.

Температурный режим.

Среднегодовая температура воздуха не опускается ниже 9,30С и не поднимается выше 10,20С. Что касается хода изменения температуры, то резкое нарастание ее приходиться на апрель и май, а снижение – на октябрь и ноябрь.

Максимальная среднемесячная температура воздуха приходится на летние месяцы, и находиться в пределах 36,5-39,80С.

Минимальная среднемесячная температура наблюдается в январе – феврале и составляет 28,5-30,0 0С

Среднемесячные температуры воздуха, 0С

 

 

месяцы

 

I

 

II

 

III

 

IV

 

V

 

VI

 

VII

 

VIII

 

IX

 

X

 

XI

 

XII

Максимальная

15,2

17,4

31,7

30,0

33,3

36,5

37,8

39,8

34,2

30,5

27,0

15,0

Минимальная

-30,0

-28,5

-18,3

-11,1

-1,7

2,5

9,5

6,7

5,7

-4,2

-22,3

-13,7

Первые морозы наступают во второй декаде октября, последние - наблюдаются во второй декаде марта. Зима мягкая, неустойчивая с длительными оттепелями и кратковременными понижениями температур.

Продолжительность зимнего периода составляет 89 дней, безморозного – 185 дней.

Осадки.

Количество выпадающих осадков сравнительно невелико и в основном приходится на весенне-летний период. Общие количество осадков достигает 566 мм в год.

Среднемесячное количество осадков, мм.

ст. Кавказская

месяцы

I

II

III

IV

V

 VI

 VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

ноябрь-март

апрель-октябрь

Количество осадков, мм

23

23

40

45

62

78

74

51

51

34

40

45

566

171

395

Максимум осадков приходиться на май, июнь и июль. При этом характер осадков обычно ливневый. Сравнительно редко ливни наблюдаются в конце марта и в апреле, а также в конце сентября и в октябре.

В зимний период, атмосферные осадки выпадают, в основном, в виде снега. Высота снежного покрова в среднем не превышает 6-10 см.

Влажность воздуха.

Наибольшие значения относительной влажности воздуха отмечаются в декабре-январе и составляют 85%. Наименьшее значение относительной влажности воздуха приходится на летние месяцы, когда она снижается до 62%. Величина испарения почти в 2 раза превышает количество выпадающих осадков. Наибольшего значения величина испарения достигает в летний период. Максимум ее приходится на июль-август (до 150 мм). Затем испаряемость начинает резко падать и уже в октябре величина ее не превышает 50-70 мм.

Ветровой режим.

Движение воздушных масс характеризуется преобладанием западных и восточных ветров в течение всего года. Максимальной своей повторяемости западные ветры достигают в июле, а восточные – в ноябре-марте.

Скорости ветра в зимний период изменяются от 4 до 12 м/сек. В летний период скорости ветра значительно уменьшаются и не превышают 6 м/сек. Восточные и северо-восточные ветры имеют наибольшие скорости. Восточные характеризуются устойчивостью в холодное время года. В летний период эти ветры приносят горячие массы воздуха, губительно действующие на сельхозкультуры. Кроме того, иссушающие действия ветров сказываются на питании грунтовых вод атмосферными осадками, уменьшая инфильтрацию последних. В засушливое время года уровень грунтовых вод понижается на 1,5-2,0 м.

2.2. Орография и рельеф

Территория района находится в пределах Прикубанской степной равнины, расположенной к северу от долины реки Кубань, занимая ее правобережье. Равнина расчленена системой речных долин, балок и лощин и сложена плиоценовыми и четвертичными отложениями.

Наиболее высокие абсолютные отметки фиксируются в восточной и юго-восточной части района, где они достигают 140-150 м. По направлению к западу и северо-западу абсолютные отметки снижаются до 90-100 м. В соответствии с общим уклоном местности, выдерживается и уклон речных долин рек Кубани, Бейсуга, Челбаса, Калалы.

Территория района представляет собой, как бы ряд водораздельных плато между речными и балочными долинами. Кроме того, поверхность равнины осложнена лощинообразными понижениями. Глубина вреза таких понижений не превышает 1,5-3,0 м, при ширине до 50-100 м.

2.3. Гидрологические условия

Гидрологические условия территории являются одними из важнейших условий формирования и развития ЭГП, т.к. наиболее опасные и активные проявления, тесно взаимосвязаны с водными артериями. Около 90% всех активных ЭГП, различного генезиса, приурочены к долинам крупных и средних рек, и к бортам крупных балок.

На территории района протекает одна крупная водная артерия – река Кубань, по которой проходит южная граница района и несколько средних рек, таких как Бейсуг, Челбас, Калалы.

Абсолютные отметки уреза воды в речных долинах 80-100 м. Направление течения рек с юго-востока на северо-запад.

Самая крупная река Кубань, берет свое начало на северных склонах Главного Кавказского хребта. По территории района проходит среднее течение р. Кубани и именно здесь – к востоку от ст. Темижбекской она меняет свое северное направление на западное.

Питание р. Кубани смешанное: снежно-ледниковое, дождевое и грунтовое. Преобладает – дождевое. Сток преимущественно – летний, когда наблюдается несколько паводков. Уровни и расходы значительно изменяются в течение года. Ледостав продолжается 1-3 месяца (декабрь-февраль).

Общий среднемноголетний годовой сток составляет 13,5 км3. Воды Кубани в среднем течении характеризуются невысокой минерализацией (0,1-0,4 г/л), с большим содержанием взвешенного материала.

Ширина долины р. Кубани достигает 10 и более километров. Поперечный профиль долины ассиметричный. Крутым, местами обрывистым является правый борт долины, возвышающийся над рекой на 50-60 м.

Реки Челбас, Бейсуг, Калалы выделяются, как реки Прикубанской равнины и на территории района располагаются своим верхним течением. Они имеют спокойное течение, маловодны. Тип питания рек: снегодождевой и грунтовый. Наибольший сток рек (более 50%) наблюдается весной в апреле, во время таяния снега. Часто в мае высокий уровень поддерживается атмосферными осадками. Ледостав на реках наблюдается в период с февраля до марта. В это время питание осуществляется за счет грунтовых вод.

Поверхностный сток рек почти на всем протяжении зарегулирован системой земляных плотин, которые, задерживая паводковые воды, образуют цепь прудов непересыхающих в течение всего лета. Глубина таких прудов различна и не превышает 1,5-2,0 м. Дно прудов заилено, берега их нередко покрыты зарослями камыша.

Поверхностные воды гидрокарбонатно-кальциевого типа с низкой минерализацией (0,1-0,4 г/л). Широко применяются для технических нужд и орошения сельхозугодий.

2.4. Почвенно-растительные условия.

Почвенный покров района в основном представлен карбонатными малогумусными черноземами глинистого и тяжело суглинистого механического состава.

В долинах рек получили развитие лугово-черноземные почвы и долинные черноземы, которые имеют близкие к описанным выше черноземам свойства, но отличаются меньшей мощностью и гумусностью.

Естественная растительность развита только в долине р. Кубани и представлена лесными массивами из деревьев: дуб, ясень, тополь, акация, с отдельными включениями лугов с водолюбивой растительностью. Практически вся территория района используется человеком в сельскохозяйственных целях.

2.5. Тектонические условия и сейсмичность

В тектоническом отношении район расположен на погружении восточного и юго-восточного крыльев Азово-Кубанской депрессии.

Анализируя абсолютные отметки кровли отложений понтического яруса в пределах района можно видеть, что общее погружение отложений выдерживается в западном и северо-западном направлении, что соответствует общему погружению восточного и юго-восточного крыльев Азово-Кубанской депрессии.

Территория по сейсмичности целиком относится к 7-бальному району согласно карт А и В (Изменение N° 5 к СНиП II – 7 -81, Госстрой России).

Карты предусматривают учет ответственности сооружений:

Карта А – массовое строительство (вероятность возможного превышения бальности – 10 %);

Карта В – объекты повышенной ответственности (вероятность возможного превышения бальности – 5 %)

 

 

 

Департамент инвестиций и проектного сопровождения 

Электронный экономичаский каталог Центр по диспетчеризации и мониторингу перемещения и хранения задержанных транспортных средств  

Контактная информация

352380, город Кропоткин, ул. Красная, 37,
Тел./факс 8(86138)6-36-20.

email: kavadm@mail.kuban.ru

Главная

Пресс-центр

Кавказский район

Администрация

Нормотворческая деятельность

Совет МО Кавказский район

Контрольно-счетная палата

Противодействие коррупции

Оценка регулирующего воздействия

Сборник цен и тарифов

Муниципальные программы

Социальная сфера

"Открытые данные"

Информация

Электронная приемная Президента РФ

Интернет-приемная главы МО

ТИК "Кавказская"

ОМВД РФ по Кавказскому району

Центр по диспетчеризации и мониторингу перемещения и хранения задержанных транспортных средств

Сервисы сайта

Нас смотрело: Разработка сайта: Интернет-Имидж