Администрация

Главная —  —  —  —  — Разъяснение действующего законодательства - осуществление государственной регистрации права собственности

Разъяснение действующего законодательства - осуществление государственной регистрации права собственности

Разъяснение действующего законодательства  - осуществление государственной регистрации права собственности садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, предоставленный такому товариществу в 2015 году.

Уважаемые заявители! Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам предлагает Вашему вниманию информацию по вопросу по вопросу, касающемуся осуществления государственной регистрации права собственности садоводческого некоммерческого товарищества на земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, предоставленный такому товариществу в 2015 году, обозначенную в письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 13.09.2019 № ОГ-Д23-8450 (письмо Росреестра от 30.10.2019 № 14-10577- ГЕ/19).

 В соответствии с пунктом 2.1 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации (введенным в Гражданский кодекс Российской Федерации с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее - Закон № 217-ФЗ) имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее территория садоводства или огородничества), если иное не предусмотрено законом.

На основании части 3 статьи 24 Закона № 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.

При этом, как указано в статье 25 Закона № 217-ФЗ:

имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ (после 1 января 2019 г.) принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков (часть 1);

право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости)                      (часть 2).

До 1 марта 2015 г. пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (утратил силу с 1 января 2019 г., далее — Закон № 66-ФЗ) было предусмотрено, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Пункт 3 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 марта 2015 г. по 1 января 2019 г.) предусматривал, что находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, образованный в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящийся к имуществу общего пользования предоставлялся в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов этой некоммерческой организации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков, находящихся, в частности, в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса.

В этой связи, учитывая, что земельный участок из земель общего пользования был предоставлен садоводческому некоммерческому товариществу в собственность, как указано в обращении, в 2015 году на основании решения органа местного самоуправления, и в случае, если указанное решение не было отменено указанным органом или судебным актом, полагаем возможным осуществление государственной регистрации права собственности садоводческого некоммерческого товарищества на такой земельный участок.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 июля 2001 № 154-0, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.

Одновременно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Письмо Росреестра от 30.10.2019 № 14-10577- ГЕ/19)


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!