Главная — — — — —
Земельные угодья, даже если они принадлежат с/х предприятию или гражданам на правах собственности, не могут использоваться как заблагорассудится, бесконтрольно.
В правовом отношении трансформация земель частично регулируется государственными органами. В некоторых российских регионах действуют законы и нормативно-правовые акты, допускающих изменение вида угодий на другие их виды:
1. при определённых условиях, сопряжённых с изменением площадей угодий конкретного вида, в соответствии с которыми может производиться (при условии сохранения общей площади угодий):
o перевод менее ценных с/х угодий – в более ценные
o преобразование более ценных с/х угодий – в менее ценные
2. на установленных основаниях, специфичных для региона и различающихся соответствующими признаками и показателями:
o проявление негативных природных процессов:
§ водная и ветровая эрозия почвы
§ засоление почвы, вызванное критическим уровнем грунтовых вод
§ т.д.
o характеристики почв угодий:
§ отрицательные или положительные природные естественные свойства
§ низкий/высокий/средний уровень плодородия
o экономическая эффективность хозяйственного использования угодий, определяющая производственную силу земли:
§ выход продукции
§ размер затрат на единицу площади
§ себестоимость единицы продукции
o прирост чистого дохода и его отношение к капитальным затратам (коэффициент эффективности) – обобщающий показатель, позволяющий выбрать лучший вариант преобразования угодий
3. с исключением из процесса трансформации тех с/х угодий, которые относятся к федеральной собственности
В зависимости от целей трансформации её характер и критерии оценки её необходимости – различные:
· при переводе угодий из менее интенсивных в более интенсивные (пашни, пастбища коренного улучшения, сенокосы и т.д.):
o основная цель – увеличение выхода продукции
o главный критерий оценки – окупаемость капиталовложений
· особенное внимание – максимально возможному использованию пашни, представляющей собой самый важный и ценный вид угодий
Наличие с/х угодий, почвенно-мелиоративное состояние которых требует перевода их в другие виды угодий, предварительно устанавливается на основании:
· актов обследования:
o акты составляются органами муниципального земельного контроля
· результатов изучения и анализа:
o планово-картографических материалов
o проектов землеустройства, мелиоративного строительства
o материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий
o данных земельного кадастра и инвентаризации земель
Примечание
Отсутствие в регионах принятых законов, правовых нормативных актов содержащих положения об условиях и порядке преобразования с/х угодий в другой их вид, – причина правовой невозможности решения задачи по переводу угодий в рамках категории их земель.